В современном обществе создание доступности образовательного пространства — приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.03.2019 № 363, особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей — инвалидов…».
Безбарьерная (или доступная) среда в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. Понимая проблемы инвалидности, «безбарьерная» среда — это расположение объектов окружающего пространства таким образом, чтобы люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными отклонениями могли использовать это пространство с минимальной помощью посторонних.
Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотеки, объекты спорта, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
В ГБДОУ имеются следующие помещения, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
1. Кабинет заведующего – 2 этаж
2. Лицензированный медицинский кабинет: медицинский кабинет, процедурный кабинет – 2 этаж.
3. Методический кабинет – 1 этаж.
4. Кабинет заместителя заведующего по АХР – 1 этаж.
5. Кабинет секретаря заведующего – 2 этаж.
6. Кабинет учителя-логопеда – 2 этаж.
7. Кабинет педагога- психолога – 2 этаж.
8. Музыкально-спортивный зал – 2 этаж.
9. 4 групповых помещения для групп раннего возраста.
10. 8 групповых помещений для групп дошкольного возраста.
11. Прачечная — 1 этаж.
12. Пищеблок: продуктовая кладовая, овощная кладовая, холодный и горячий цех – 1 этаж.
13. Кабинет инструктора по физической культуре и педагога-организатора – 2 этаж.
14. Кабинет музыкального руководителя – 2 этаж.
Помещение и участок, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, нормам и правилам пожарной безопасности. Групповые помещения не оборудованы и не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Паспортом доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).
Библиотеки, в том числе приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – нет, но воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится с применением современной методической и детской литературы, которая находится в методическом кабинете, в групповых помещениях, в кабинетах специалистов и доступна для постоянного пользования специалистами и воспитателями ДОУ.
Объекты спорта, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: в музыкально-спортивном зале проводятся детские праздники, вечера досуга для детей и родителей. Музыкально-спортивный зал для проведения физкультурных занятий оснащен гимнастическими скамейками, необходимым для занятий спортивным инвентарем. Используется изготовленное в детском саду нестандартное оборудование. Для физкультурных занятий на улице оснащена спортивная площадка. Специальное оборудование для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями – отсутствует, не предусмотрено, в связи с тем, что отсутствует такой контингент воспитанников.
Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: средства обучения и воспитания обеспечивают все условия для организации всех видов детской деятельности. В каждой группе имеется необходимый разнообразный игровой материал, накоплено и систематизировано методическое обеспечение реализуемой образовательной программы. В группах имеется оригинальный дидактический материал, изготовленный сотрудниками и родителями для развития сенсорных эталонов, мелкой моторики рук, сюжетно-ролевых игр и т.д. В групповых комнатах оформлены различные зоны и уголки: игровые, двигательной активности, познавательные, уголки природы и другие, оснащённые разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей. Во всех группах организован спортивный уголок.
Условия для воспитания детей с ограниченными возможностями: Обучения детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, от заключений и рекомендаций специалистов Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ТПМПК). Дети с ОВЗ для занятий с учителем-логопедом комплектуются в установленном порядке специалистами ТПМПК. Образовательная деятельность с детьми с ОВЗ организуется в соответствии с программой, разработанной на базе основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также парциальной образовательной программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.
В ДОУ создан психолого-педагогический консилиум (далее - ППК), который является одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников ДОУ с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации воспитанников посредством психолого-педагогического сопровождения.
Педагоги и специалисты детского сада, работающие с детьми с ОВЗ:
- осуществляют психолого-медико-педагогическое обследование детей с ОВЗ;
- разрабатывают (при необходимости) совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты;
- — организуют систематическое сопровождение образовательного процесса.
ДОУ оказывает родителям (законным представителям) детей с ОВЗ, детей-инвалидов методическую и консультативную помощь с целью повышения их медицинской и педагогической компетентности, способствует вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, оздоровительную и интеграционную работу, формирует у них ответственность за развитие и восстановление здоровья детей.
Образовательные услуги детям-инвалидам предоставляются бесплатно.
Дистанционное обучение в ДОУ осуществляется по ссылке: УСПЕШНЫЙ РЕБЁНОК
Обеспечение условий доступности здания учреждения инвалидам и лицам с ограниченными возможностями: Учреждение было выстроено по проекту, не предполагающему организацию доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ. При входе имеется информационная табличка с указанием номера телефона (информация для инвалидов по зрению — использование шрифта Брайля) для обращения инвалидов о помощи сопровождения к месту предоставления услуг, кнопка вызова персонала,
Более подробную информацию можно посмотреть по фото: